• Николай
  • 3 мин. чтения
  • Статьи

Как вернуть деньги, если перевели по ошибке или не получили возврат за товар?

Онлайн-переводы популярны: открыл приложение, выбрал контакты или ввел номер карты и перевел нужную сумму. Но может случиться, что по невнимательности деньги уйдут другому человеку. Еще бывает, что оплатили товар, а продавец не отправил его или скрылся.

Можно ли отменить операцию и вернуть средства — расскажем в статье.

Как отменить транзакцию, если перевели деньги по несуществующему номеру?

Если ошибочно введете номер карты, которого не существует, банк, скорее всего, не даст сделать перевод. Появится предупреждение, что такой карты нет.

Дело в том, что последняя цифра в номере карты — проверочное число, которое подбирается специальным алгоритмом. Это позволяет избежать ошибок при переводе. 

Но из-за сбоев или несовершенства системы деньги все же могут списать. Поскольку получателя не существует, они зависнут или вернутся на карту отправителя. 

Аналогичная ситуация, если неправильно укажете номер телефона получателя.

Чтобы узнать, куда ушли деньги, позвоните в банк, сообщите об ошибочном переводе. Узнайте, существует ли карта, на которую перевели деньги. Если нет, ничего не нужно делать — банк вернет деньги.

Что делать, если деньги перевели другому человеку?

Вернуть деньги сложнее. Часто банки отказывают в этом, потому что процедура длительная и занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. 

Что делать после перевода?

Отправьте 1 руб. получателю средств. В комментарии попросите вернуть деньги и укажите номер для перевода.

Вам не ответили и не вернули деньги? Звоните в банк и просите отменить операцию. Если деньги не ушли получателю, их могут вернуть.

Если человек получил перевод, банк, со счета которого отправили деньги, не сможет помочь. Ищите финучреждение, где открыт счет получателя. В этом помогут интернет-сервисы определения банка по номеру карты. 

Если хотели перевести деньги знакомому и родственнику, доказать ошибочный перевод проще. 

Для этого:

  1. Попросите родственника или знакомого прислать фото карты, на которую хотели перевести деньги.

  2. Сделайте скрины переписки, где обсуждаете перевод, не исключено, что там указана сумма.

  3. Распечатайте чек с ошибочным переводом.

  4. Составьте письменную претензию (в двух экземплярах) и отнесите в отделение банка-получателя. К бумаге приложите распечатанное фото, скрины и чек.

  5. При отказе попросите поставить отметку, подпись и печать на втором экземпляре — пригодится для суда.

Если номер карты друга и номер карты, на которую ошибочно отправили деньги, частично совпадают, а сумма перевода та же, о которой договаривались, шансов вернуть деньги больше. Претензию должны принять. 

Далее банк свяжется с получателем и потребует вернуть деньги. Если человек согласился, а средств на карте достаточно, деньги вернут быстрее. Если получатель отказал или уже потратил деньги, процедура затянется, потому что придется взыскивать деньги через суд и приставов.

Узнать в банке, кому перевели деньги, не получится: финучреждениям запрещено передавать персональные данные. 


Что делать, если банк отказал?

Подготовьте доказательства для обращения в суд: претензию, которую писали в банк, фото и скрины. Составьте иск с требованием вернуть деньги: ответчиком укажите банк-получатель.

Вместе с иском или при рассмотрении дела напишите ходатайство с требованием к банку предоставить сведения о получателе средств:

  • Ф. И. О.;

  • паспортные данные;

  • ИНН;

  • адреса регистрации и фактического проживания;

  • расчетный счет в банке, куда перевели деньги;

  • корреспондентский счет.

Суд запросит сведения у банка. Если в ответе содержится информация о получателе, заявите о смене ответчика.

В иске можете заявить не только о возврате ошибочно переведенных средств, но и о начислении процентов на сумму незаконного обогащения. 

После этого к разбирательству привлекут человека, который получил деньги.

Дальше необходимо доказать факт перевода с помощью выписки и чека, а ответчику — законность получения этих средств. Если не докажет, суд вынесет решение в вашу пользу. Если ответчик не вернет деньги добровольно, их взыщут судебные приставы.

Срок исковой давности — три года с момента совершения операции. 

Как вернуть деньги за неполученный товар или услуги?

Вернуть средства можно с помощью чарджбека — процедуры принудительного списания средств с карты получателя в пользу отправителя. Она подойдет, если перевели деньги юр. лицу или индивидуальному предпринимателю.

Кроме банков в операции участвует платежная система «Мир». По картам Visa и MasterCard чарджбек возможен, только если операция проведена на территории России.

Чарджбек применяют также в следующих случаях:

  • вернули товар, но продавец отказался перевести деньги обратно;

  • операция по карте не прошла, оплатили другой, а через некоторое время деньги все же списали с первой карты;

  • списали сумму больше стоимости товара;

  • деньги списали, хотя ничего не покупали.

Чарджбек не сделают, если добровольно перевели деньги, а после узнали о мошенничестве, и еще если получатель — физлицо.


Что сделать, чтобы вернуть деньги через чарджбек?

Зависит от ситуации.

Но общая схема выглядит так:

  1. Пишете заявление в банк о возврате средств. Подробно описываете, кому, когда и за что перевели деньги и почему возникла спорная ситуация.

  2. Прикладываете доказательства: чеки, скрины переписки, аудиозаписи звонков.

  3. Банк передает информацию в платежную систему, которая подключается к проблеме и выясняет обстоятельства. 

Если получится доказать законность требования, платежная система заставит банк-получатель принудительно списать деньги со счета ИП или юрлица и перевести вам.

Если банк отказал — идите в суд либо пишите обращение в интернет-приемную Центробанка.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest