Не пугайтесь, если кредитный менеджер предупреждает о звонке на работу при оформлении кредита. Это стандартная процедура, которая никак не дискредитирует перед работодателем. Рассказываем, зачем банкам дополнительная проверка и что запрещено спрашивать.
Когда и зачем банки звонят на работу?
Банки звонят на работу заемщиков в двух случаях:
Когда человек оформляет кредит. Задача кредитного менеджера — подтвердить достоверность трудоустройства и подтвердить доход.
Когда клиент перестает платить и не выходит на связь. Компания пытается выяснить перспективы выполнения обязательств заемщиком.
Если представитель банка узнает, что указано недостоверное место работы, заявку отклонят. Частое введение в заблуждение грозит попаданием в черный список, из которого сложно выбраться. Тогда будет сложно получить заемные средства для достижения поставленных целей.
Звонок на работу — это дополнительная мера, которой пользуются не всегда. Во-первых, на это редко тратят время, если клиент запрашивает 200–300 000 руб. В банках понимают, что у работника могут быть хорошие отношения с бухгалтерией, которая даст нужную информацию, не соответствующую действительности.
Во-вторых, банки не звонят работодателю, если клиент подтвердил доход справкой 2-НДФЛ. Аналогично, если доход подтвержден электронной выпиской из СФР о начисленных взносах. Она подгружается к заявке автоматически, когда авторизуетесь в системе банка через подтвержденный аккаунт на Госуслугах.
О том, как выгодно взять потребительский кредит, читайте здесь.
Что спрашивает банк у работодателя?
Как было сказано выше, банк звонит работодателю, чтобы уточнить сведения или найти заемщика. Поэтому список тем для разговора ограничен.
1. Проверка сведений. Кредитные менеджеры уточняют:
правда ли, что работаете в указанной компании;
давно ли работаете в организации;
какую зарплату получаете — в среднем за 12 месяцев;
есть ли проблемы со здоровьем;
насколько исполнителен человек, как часто без уважительной причины прогуливает работу и т. п.
Иными словами, компания составляет портрет заемщика. Отношение к работе характеризует людей: если человек относится к обязанностям спустя рукава, высока вероятность, что он аналогично подойдет к выплате кредита.
И еще один нюанс — по закону организациям и ИП запрещено разглашать персональные данные в устной форме. Банк должен направить письменный запрос, а организация направить ответ на фирменном бланке с печатью. Но такой алгоритм усложняет взаимодействия — если бы так делали все, то на рассмотрение кредитных заявок уходило бы 10–14 дней.
2. Просрочки по кредитам. Банк связывается с работодателем, если сотрудник не выходит на связь по указанным в анкете номерам. Менеджер уточняет, работает ли еще человек в компании, какую зарплату получает и как с ним можно связаться.
По закону компания не имеет права разглашать эту информацию без письменного согласия работника. Однако это в любом случае испортит репутацию в коллективе. Не доводите дело до подобных инцидентов: даже если столкнулись с трудностями, контактируйте с банком и ищите пути решения совместными усилиями.
Если не хотите, чтобы работодатель предоставлял информацию банкам, подайте дополнительное заявление или отзовите согласие на обработку персональные данных. Второй вариант сложнее, потому что без согласия компании сложнее взаимодействовать с сотрудниками.
Что запрещено спрашивать банку?
Обычно представители банков не нарушают правила. Спрашивают только дозволенное и не переходят границ: интересуются трудовым положением, доходом и другими критериями, которые нужны для оценки платежеспособности.
Вы должны знать, что банкам запрашивать нельзя, чтобы защитить свои права:
состояния о счетах, накопленных премиях и других финансовых аспектах, которые не связаны с регулярным доходом;
тайную и компрометирующую информацию, которая навредит репутации;
информацию о личной жизни, детях, родственниках.
Представителям банков запрещено клеветать на граждан, даже если они перестали платить по кредиту и выходить на связь. Если узнаете об этом, обращайтесь в суд и требуйте компенсацию морального ущерба.
Нет ничего страшного, что банк звонит на работу при оформлении кредита. Для организации это дополнительная возможность проверить информацию из анкеты и убедиться в вашей платежеспособности.